Презентации проектов лаборатории "Почему бы и нет"
Партисипаторная лаборатория “Почему бы и нет”, в которой взрослые только соучаствовали, то есть помогали подросткам в проектировании и запуске своих проектов, была посвящена теме запретов и правил. Зачем они нужны и как быть, когда, кажется, что они уже не работают?
Как была устроена лаборатория?
Набор в группы был осуществлен через опен-колл. Условиями конкурса были заполнение анкеты и написание небольшого эссе ( в видео- или письменном формате) на тему “Зачем мне правила?”.
Программа лаборатории состояла из нескольких этапов.
Дискуссионный этап: встречи с Иоанной Мещаниновой, Майей Галиевой и Витой Масечкиной – выпускницами “Пушкинский.Ю”, молодежного направления Пушкинского музея в Москве, с Маргаритой Дьяковой, режиссером и ведущей театрального тренинга в “Подростковой гостиной” в центре “Благосфера”, беседы с сотрудницами музеев-партнёров: Екатериной Петринич и Елизаветой Поляковой (Музей советских игровых автоматов) и Екатериной Шерстенниковой (Кунсткамера), философский воркшоп от куратора лаборатории Татьяны Рябухиной и тренинг на знакомство от куратора лаборатории – психолога Александры Сороковиковой.
Исследовательский этап, его теоретическую и практическую части, провела основательница исследовательского агентства ValidataKIDS Юлия Юзбашева.
Проектирование проходило непосредственно в партнерских музеях при поддержке и участии музейных сотрудников. Дополнительные специалисты, которые включились в работу на заключительном этапе – это дизайнер одежды Паника Деревья, реставратор и бутафор Лия Шкляр, графический дизайнер Анастасия Смирнова.
Командировка (для монтажа проектов и их презентации) состоялась в дни осенних каникул: два дня – в Москве, 4 дня – в Санкт-Петербурге. Кроме работы над проектами, были экскурсии в Экспериментаниум, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Мусейон, Главный штаб Государственного Эрмитажа и музей “Полторы комнаты” (Музей Иосифа Бродского).
Занятия проходили 2 раза в неделю по 2 часа в течение месяца. Большинство встреч первых двух этапов проходил в онлайн-формате, но проектирование и командировка были в оффлайне.
Целью (или скорее сверхзадачей – челленджем) лаборатории была интеграция созданных проектов в жизнь музеев. Над этой целью продолжает работать команда фестиваля “Детские дни”, уже после окончания лаборатории.
О проектах.
- “Почувствуй. Послушай. Пойми музей: границы возможного”. Варвара Карачева, Аполлинария Скворцова, Анастасия Курманова, Кунсткамера (Санкт-Петербург).
Проект о звуковой среде создан для того, чтобы посещение музея было более наполненным, а соблюдение его правил – более комфортным. Каждая из участниц занималась одной из «рубрик» в рамках проекта: плейлист в музейных залах, музейные правила в комиксах и инструменты музейной коммуникации.
- “Музерактив”. Евгения Журавлёва, Кунсткамера (Санкт-Петербург)
В своем проекте Женя работала с запретом для посетителей прикасаться к экспонатам. Она сделала макет головного убора индейского шамана. Макет находился рядом с экспонатом, и каждый посетитель мог его потрогать, примерить и сфотографироваться в нём.
- “Музейный забег”. Егор Хохлов, Музей советских игровых автоматов (Москва и Санкт-Петербург).
В своём проекте Егор работал с запретом для посетителей бегать в музеях. Он создал в музее отдельное пространство с разметкой для бега до 20 метров и снабдил его реквизитом: секундомером на старте и игровыми монетами на финише.
Подробнее о своих проектах авторы рассказывают в интервью Дарье Сорокиной.
Что получилось, на взгляд кураторов?
Татьяна Рябухина:
“Удалось не только придумать, но и воплотить проект соучаствующего проектирования с подростками в музейном пространстве на задуманную тему. Итоги, к которым пришли участники лаборатории, превзошли все мои личные ожидания. Подростки, которые не были знакомы друг с другом до начала лаборатории, абсолютно разных интересов и привычек, самостоятельно объединялись в авторские группы, по два раза в неделю при своих интенсивных графиках находили время на лабораторию, общение в рамках проектов, исследование и самостоятельную работу. Будучи открытыми к новому, чётко отстаивали свои идеи и позиции, учились налаживать партнёрские отношения с музейными сотрудниками и друг с другом – нам (кураторам) надо было иногда только слушать, реже – что-то подсказывать и помогать – всегда, когда это было необходимо. Среди прочего, я бы отметила одну поразительную вещь, которая случилась в лаборатории: все участники в кратчайшие сроки провели исследования в рамках своих проектов и результаты каждого повлияли на проектирование и полученный результат. Я хочу сказать, что проведенные исследования были органично вписаны участниками в процесс проектирования и не были сделаны просто для галочки или оставлены на обочине, как это нередко, к сожалению, бывает в музейном проектировании”.
Александра Сороковикова:
“Этот интенсив оказался удивительной возможностью не только для подростков – воплотить свои идеи про запреты в жизнь, но и для нас как кураторов: раскрыть и помочь в осуществлении таких крутых проектов!!! А ведь авторы еще школьники”.
Некоторые проекты продолжают свою работу в музеях до последнего дня фестиваля “Детские дни” – 19 ноября 2023 г.
Музей советских игровых автоматов (Москва и Санкт-Петербург): проект “Музейный забег”, Егор Хохлов.
Кунсткамера: проект “Почувствуй. Послушай. Пойми музей: границы возможного”, Варвара Карачева, Аполлинария Скворцова, Анастасия Курманова.
Организаторы и участники лаборатории благодарят всех, кто помогал в осуществлении замысла!