Анонсы событий форума и биографии экспертов. Дискуссии и круглые столы
(скачать анонсы в формате PDF) Круглый стол «Проекты в духе культуры участия: поиск сообщников и вовлечение сообществ»
Модератор: Наталья КопелянскаяЭксперты-участники: Сергей Каменский, Юлия Глазырина, Юлия Мацкевич, Елена Коробкова, Людмила Савченко, Дарья Агапова
Вопросы к дискуссии:• Какие формы и практики взаимодействия с аудиторией относятся к культуре участия? Как мы определяем, является ли участие посетителей значимым?
• Какие особенности новых медиа (социальных сетей, интернет-ресурсов и СМИ поколения 2.0) и какие инструменты из их арсенала музей может использовать для вовлечения посетителей?
• Чему музей может научиться у посетителей?
• Какие новые культурные контексты музей 2.0 предлагает посетителям («сообщникам»)?
• В чем причина того, что преимущественной аудиторией партисипативных проектов часто становятся именно подростки и молодежь?
Наталья Георгиевна Копелянская – руководитель творческой группы «Музейные решения», социокультурный и музейный проектировщик, ведущий научный сотрудник Московского центра музейного развития, эксперт музейных конкурсов, семинаров и тренингов в России и Средней Азии.
Сергей Юрьевич Каменский – руководитель музейного исследовательского проекта «Искусство путешествий» Свердловского областного краеведческого музея. (Подробнее см выше, в разделе «Мастер-классы».)
Юлия Владимировна Глазырина – заведующая отделом природы Пермского краеведческого музея. (Подробнее см выше, в разделе «Мастер-классы».)
Елена Николаевна Коробкова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Дарья Анатольевна Агапова – исполнительный директор Центра развития музейного дела, куратор Фестиваля «Детские дни в Петербурге» и проходящего в его рамках Всероссийского профессионального форума, автор и куратор интерактивных выставок и игровых детских программ, в том числе семейного игрового комплекта «Музейные сундучки» для Музея-заповедника «Гатчина». Руководитель ряда образовательных семинаров для музейных сотрудников. Искусствовед, журналист, редактор. Автор трех путеводителей для «Музейного гида» 2011 и 2012.
Юлия Юрьевна Мацкевич – заведующая Детским музейным центром исторического воспитания (филиал Музея политической истории России). Победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина 2010 г. Историк. Ведущая рубрики «Пора в музей» на «Радио Петербург». Координатор и эксперт проекта «Детские дни в Петербурге».
Людмила Михайловна Савченко – директор Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького. Создатель и директор первого в России Детского музея, г. Ноябрьск 1992–1995 гг.
Включение через Skype-трансляцию:
Джон Хауорт, Национальный музей американских индейцев, Нью-Йорк
«Музей как пространство диалога и общественного сотрудничества»
Многие музеи мира пытаются выйти за устоявшиеся границы своей традиционной работы, – границы как географические, так и иного рода. Они прилагают большие усилия к тому, чтобы служить более разнообразным аудиториям и через свою деятельность привлекать к соучастию все более широкие круги людей. Выгоды от вовлечения «пользователей» в деятельность организаций культуры неоспоримы, однако методы и практика, используемые музеями для более активного сотрудничества с конкретными сообществами, имеют сложный характер. Совместная деятельность очень ценна, но и требует огромных и четко сфокусированных усилий и умений. За последние тридцать лет на международной музейной сцене произошли большие изменения, в том числе и в том, как мы работаем с разнообразными сообществами, развивая с ними партнерство и создавая социальные программы, которые предполагают большую степень идейной нагрузки и вовлеченности наших посетителей. Как достичь баланса между служением широкому кругу людей и служением нашим собственным сообществам? В чем заключаются конкретные сложности создания и предоставления социально значимых программ, выставок, художественных и образовательных проектов? Как обеспечить действительную заботу о культурном достоянии сообществ и в чем при этом состоят самые спорные проблемы? Как представлены в музее разные культуры? Как может музей обеспечить общезначимый культурный контекст и при этом вовлекать разнообразные сообщества? Как это делать так, чтобы привлекать общественное внимание и ресурсы, необходимые для реализации этой работы? С широким кругом сложных вопросов музеям приходится сталкиваться, вступая на путь культуры участия.
Джон Хауорт с 1995 года возглавляет нью-йоркское отделение Национального музея американских индейцев под эгидой Смитсоновского института. Под его руководством в музее было существенно расширено экспозиционное пространство и возможности для образовательных программ. Джона Хауорта регулярно приглашают в качестве ключевого докладчика на крупнейшие национальные и международные форумы. Он делал презентации на конференциях, организуемых Ассоциацией ученых, занимающихся изучением истории и культуры американских индейцев и других коренных народов (Native American & Indigenous Studies Association) в 2012, 2013 и 2014 гг., Королевским Мельбурнским технологическим институтом (RMIT University) в Австралии и ЮНЕСКО в Париже. Является автором многочисленных публикаций. В антологию, изданную в 2012 году Музеем цивилизаций Европы и Средиземноморья (Museum of Civilizations from Europe and the Mediterranean), вошла его работа, посвященная музеям и сотрудничеству. На протяжении 14 лет он читал курсы лекций на факультете искусств в Нью-Йоркском университете, а также неоднократно проводил семинары по музейному менеджменту в Пуэрто-Рико и в России. Имеет опыт работы в Департаменте по делам культуры города Нью-Йорка. Является членом Совета директоров организации «Американцы в поддержку искусства» (Americans for the Arts). Джон Хауорт принадлежит к народу чероки Оклахомы.
Дискуссия «Семейные образовательные программы в музее и проблема взаимоотношения поколений»
Модератор: Леонид Копылов
Эксперты-участники: Татьяна Гафар, Ольга Синицына, Юлия Тавризян, Нана Жвитиашвили, Александра Поливанова, Сергей Соколов, Маргарита Обшивалкина
Вопросы для обсуждения:• Существует ли запрос на семейные образовательные программы? Как этот запрос формулируется музеем, родителями, детьми? Насколько он актуален?
• В чем специфика «музейного вклада» в решение проблемы взаимоотношения поколений, в работу культурных механизмов, отвечающих за связь поколений, за передачу ценностей и культурной идентичности по наследству?
• Какие мы видим достижения и просчеты, печали и радости музейной работы с семейной аудиторией?
Копылов Леонид Юрьевич, программный директор НП «Проект «Культура», Президент общественного благотворительного фонда друзей Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. До 2014 г. – заместитель директора Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Автор программы образовательных путешествий по Петербургу «Город в подарок», образовательной программы для ДОУ «Кругозор» (в соавторстве с Л. М. Ванюшкиной и А. А. Соколовой), автор программ и пособий по курсу «Мировая художественная культура». Автор и куратор ряда образовательных проектов. Член экспертного совета грантового конкурса «Научный музей в XXI веке» Фонда некоммерческих программ «Династия». Член Жюри конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина.
Александра Поливанова – куратор культурных программ Международного общества «Мемориал». Изучала скандинавскую и русскую литературу и социальную психологию в России, Швеции и Америке, переводила книги и пьесы для детей с английского и шведского языков, работала менеджером культурных и социальных программ в посольстве Швеции в Москве, редактором детских проектов в разных московских издательствах. До 2014 года – куратор детских программ Московского международного Открытого книжного фестиваля Non/Fiction. С 2011 года проводит программы с детьми с материалами архива и музея «Мемориала», руководит проектом «Топография террора в Москве».
Сергей Евгеньевич Соколов – кандидат психологических наук, член Европейской ассоциации психотерапии, член Профессиональной психотерапевтической лиги России, участник Санкт-Петербургского психологического общества.
Ольга Валентиновна Синицына – искусствовед, независимый эксперт по музейному и библиотечному развитию. (Подробнее см выше, в разделе мастер-классов.)
Нана Жвитиашвили – руководитель психологической службы Харли стрит клиник, Лондон, координатор группы «Арт-терапия и музеи» Британской ассоциации арттерапевтов. (Подробнее см выше, в разделе мастер-классов.)
Татьяна Викторовна Гафар – директор Московского центра музейного развития. Член Ассоциации менеджеров культуры. До 2012 года – заместитель директора в Агентстве культурных инициатив Волгоградской области, доцент кафедры теории и методики обучения изобразительному искусству и дизайна костюма Волгоградского государственного педагогического университета. Член Союза художников России. Неоднократный победитель грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина. Автор проектов «Уроки Леонардо» и «Школа народной реставрации».
Юлия Борисовна Тавризян – искусствовед, директор Пермской государственной художественной галереи, доцент Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Марина Семеновна Аромштам – писатель, журналист, педагог, главный редактор сайта «Папмамбук». Автор книг о воспитании: «Ребенок и взрослый в педагогике переживания», «Дом, в котором живет малыш», «Маленькие детки – маленькие бедки»; художественных произведений «Когда отдыхают ангелы» (премия «Заветная мечта», 2008), «Мохнатый ребенок», «Жена декабриста», «Легенда об Ураульфе».
Маргарита Сергеевна Обшивалкина – заведующая отделом музейной педагогики Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. Автор образовательных программ для школьников «За страницами учебника», «Жизнь замечательных детей» и др., программ музейных семейных студий «Фешин, Варя и я», «Пушкин. Отражения в музее», «Облако тегов» и др. Автор республиканских выставочных проектов: «Дети войны», «Азбука Тукая», «Книжка с картинками», игровых проектов «Дорогая моя чашка!», «Сокровище мое!». Участник межмузейных проектов «Дети рисуют сказки», «Январские вечера» (ГМИИ им. Пушкина), «Калевала ХХI век» (ГРМ). Автор-составитель издания по итогам выставки (письма-сочинения и рисунки детей) «А были вместе – детство и война…».
Дискуссия «”За сказкой”: Проблемы представления традиционной культуры разных народов современным детям в современном музее»
Модератор: Анна Рапопорт
Эксперты-участники: Олег Николаев, Валентин Головин, Марина Аромштам, Марина Мацкевич, Инна Веселова, Олег Лысенко
Анна Рапопорт: «В поход за сказкой современные дети отправляются довольно рано. Многие семьи еще в младенчестве знакомят дочерей и сыновей с колыбельными песнями, потешками, сказками – на книжных прилавках нет недостатка в подобных изданиях. В дело «сказочного воспитания» активно включаются и российские аниматоры. С 2000-х годов реализуется проект «Гора самоцветов» – альманах из нескольких десятков мультфильмов, сюжетной основой которых стали сказки народов России. Популярным отечественным мультсериалом среди дошкольников стал мультик со сказочным персонажем – «Маша и медведь». Его рекордный коммерческий успех привел к появлению «дочернего» проекта – «Машины сказки». Не отстают и музеи. Почти в каждом краеведческом и этнографическом музее реализуется та или иная программа, связанная с фольклором. Обычно такие программы включают знакомство с традиционным деревенским укладом, народные игры, различные мастер-классы, от плетения лаптей до кузнечного дела (особенно популярно изготовление различных «оберегов» – кукол, подвесок), а также праздники. Нет недостатка в Масленицах и Святках, можно отметить день рождения и даже сыграть свадьбу в фольклорных традициях. Сказкой заинтересовались и специалисты в сфере туризма. Туристическое брендирование российских регионов привело к появлению «Сказочной карты России». На эту карту уже нанесены десятки объектов: ярославские деревни Ермаково с праздником Курочки Рябы и Кукобой – с домиком Бабы Яги, резиденции Деда Мороза в Устюге, Снегурочки – в Костроме, ненецкого Ямал Ири – в Салехарде, карельского Паккайне – в Олонце.
Фольклор приходит к детям и в школе. В курсы литературного чтения для начальной школы включены сказки русского и других народов, в 5–7 классах изучают былины. Акцентируются при этом жанровые особенности сказок и былин. На уроках рисования и труда дети изучают народное декоративно-прикладное творчество, на уроках музыки поют народные песни.
Казалось бы, фольклор и дети неразлучны. Но безоблачна ли ситуация на самом деле? Не является ли такая подача фольклорного материала профанацией, насколько аутентичен тот фольклор, который мы преподносим детям? Надо ли это делать? И если надо – то зачем? Эти вопросы – в центре обсуждения в рамках Всероссийского профессионального форума».
Анна Денисовна Рапопорт – заведующая научным сектором Детского музейного центра исторического воспитания, филиала Музея политической истории России. Кандидат педагогических наук. Автор путеводителей по России и Европе, в том числе детских путеводителей по Петербургу, Москве, Северо-Западу России. Методист и организатор образовательных путешествий по городам России для школьников из различных регионов страны. Куратор мультимедийных разработок для музеев. Автор статей, посвященных детской литературе и проблемам развития читательской культуры (интернет-портал «Папмамбук»).
Валентин Вадимович Головин – доктор филологических наук, доктор философии, профессор, в 1995–2013 гг. – заведующий кафедрой детской литературы и проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, с 2013 года по настоящее время – ведущий научный сотрудник, руководитель Центра исследований детской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Научные интересы: литературоведение, текстология, детская литература, фольклористика.
Марина Семеновна Аромштам – писатель, журналист, педагог, главный редактор сайта «Папмамбук». (Подробнее см выше, в этом же разделе.)
Инна Сергеевна Веселова – филолог, фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ. Сотрудник АНО «Пропповский центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры». Руководитель ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север. Разработала ряд тематических электронных ресурсов, среди которых: «Русский фольклор в современных записях», «Музей биографий. Русская провинция. ХХ век», «Свод русского фольклора. Былины: Звуковой аналог». С 2011 г. со-руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы»: pragmema.ru/proekt-pragmema.
Марина Владимировна Мацкевич – искусствовед, старший научный сотрудник Московского центра музейного развития. (Подробнее см выше, в разделе «Мастер-классы».)
Олег Рудольфович Николаев – фольклорист, культурный антрополог, специалист по музейному и социокультурному проектированию. Кандидат филологических наук, сотрудник Бюро «АртТерра», куратор выставочных и музейных проектов, среди которых: «Путешествие в страну людиков» (Музей Кондопожского края, грант фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2010); выставочный проект фестиваля «Музейный гид» 2012 (центр «Винзавод», Москва); Фестиваль сена/ Сенофест (Кондопожский район Республики Карелия – 2011, 2013; Суздаль – 2012); концепция музейно-игрового пространства («игровая этнография») для коррекционной школы «Динамика» (Санкт-Петербург, 2012); выставочный проект «Музейный гид» («Интермузей – 2013», Москва); выставка «Дом книги» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, 2013; Выставочный зал «Рабочий и колхозница», Москва, 2014); выставка «Как построить зоопарк. К 150-летию Московского зоопарка» (Выставочный зал «Рабочий и колхозница», Москва, 2014); концепция новой постоянной экспозиции Музея хлеба (Санкт-Петербург, 2014).
Олег Викторович Лысенко– кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея. Специалист по белорусской традиционной культуре, архаичным технологиям текстиля. Автор и куратор ряда выставок Российского этнографического музея: «Славяне Восточной Европы. Человек в этнокультурном пространстве», «Орнамент: миф и структура», «Протодизайн» и др. Разработал и в течение многих лет читал в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства лекции по курсу «Научное проектирование музейных экспозиций». Основатель и научный руководитель одного из первых этнокультурных центров в Санкт-Петербурге «Параскева».
Круглый стол «”А как на самом деле?” Музей как место, где ребенок может узнать, что история и естественные науки – это не набор фактов из учебника, а поле мнений, споров, методологических, источниковедческих и историографических проблем».
Модератор: Александр Соколов
Эксперты-участники: Иван Боганцев, Вера Тименчик, Елена Мигунова, Наталья Копелянская, Анна Щербакова, Любовь Ванюшкина, Елена Коробкова, Елена Медведева
Вопросы для обсуждения:• Должны ли дети получать «готовое» непротиворечивое знание или они могут участвовать в его поиске и производстве?
• Исторический факт – это объект или результат исследования?
• Противоречивые трактовки истории и белые пятна естественнонаучной картины мира – как работать с материалом, по которому у взрослых не выработан консенсус?
• Детские программы и современная наука: умеют ли учёные разговаривать с детьми? Просто о сложном: какие приемы использовать, чтобы сделать доступными для детей современные научные модели?
• Могут ли просветители дойти до детей за пределами больших городов? Передвижные выставки, малобюджетные решения для школ, онлайн-трансляции из музеев: проблемы и удачные решения.
• Проблема лженауки в школах и на телеэкране. Что противопоставить? Как в музее вести диалог с ребенком, «обработанным» лженаучной пропагандой?
Александр Борисович Соколов – научный журналист, создатель и редактор портала antropogenez.ru, специалист по Интернет-технологиям. Организатор и ведущий заседаний клуба АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ с участием ведущих российских ученых (заседания проходят в Государственном Дарвиновском музее). Организатор выставки «10 черепов, которые потрясли мир» (Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева, Москва).
Иван Боганцев, заместитель генерального директора Политехнического музея по просветительской и образовательной работе (Москва). Кандидат философских наук (защитил диссертацию в Высшей школе экономики в Москве). Окончил Лондонскую школу экономики (бакалавриат) и Высшую нормальную школу в Париже (Ecole Normale Supérieure, 2006, магистратура). Проходил стажировки в Cambridge Tutors College (Лондон, 2001) и Scuola Normale Superiore (Пиза, 2009). Специализация: история и социология науки, философия.
Вера Тименчик – один из продюсеров проекта «Университет детей» Политехнического музея. Автор книги «Семья у нас и у других», в рамках детского проекта Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других». Куратор книжной премии Read up (в рамках фестиваля Start up) и книжной программы фестиваля Start up.
Елена Николаевна Коробкова – доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. (Подробнее см выше, в этом же разделе.)
Любовь Максимовна Ванюшкина – заведующая кафедрой культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. (Подробнее см выше, в разделе «Мастер-классы».)
Елена Яковлевна Мигунова – кандидат биологических наук, с 2001 года – зав. научно-просветительным отделом, а с 2013 года – отделом гуманитарных проектов культурно-просветительной службы Московского зоопарка. В 1992–1995 – руководитель с российской стороны детских образовательных телекоммуникационных проектов NGS Kids Network Project (совместно с National Geographic Society, США) и Global Lab Project (совместно с Бостонским университетом и неправительственной образовательной организацией TERC, США).
Анна Александровна Щербакова – эксперт творческой группы «Музейные решения». Кандидат филологических наук. Координатор конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина. Эксперт партнерского проекта московских музеев «Семейное путешествие. Всей семьей в музей». Координатор образовательных программ Ассоциации менеджеров культуры.
Наталья Георгиевна Копелянская – руководитель творческой группы «Музейные решения», ведущий научный сотрудник Московского центра музейного развития. (Подробнее см выше, в этом же разделе.)
Елена Борисовна Медведева – ведущий научный сотрудник Московского центра музейного развития, главный редактор журнала «Музей». (Подробнее см выше, в разделе «Мастер-классы».)
Программа Всероссийского профессионального форума в рамках X
Фестиваля «Детские дни в Петербурге»Анонсы событий форума: выездные сессии в петербургских музеяхАнонсы событий форума и биографии экспертов. Мастер-классы