Анонсы событий форума: выездные сессии в петербургских музеях
20 ноября 2014
(скачать программу выездных сессий в формате Word)
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Знакомство с интерактивными программами для детей и подростков
1. Интерактивные литературные выставки для детей. Выставка-игра «ПроЧтение» (параллельная программа фестиваля «Детские дни в Петербурге» 2014). Проект продолжает цикл интерактивных выставок, направленных на развитие у детей интереса к чтению, формирование навыков читательской культуры, воспитание будущего посетителя литературного музея. Как получается, что погрузившись в одни книги, мы забываем обо всем на свете, переносимся вместе с героями в их «чернильный мир», преодолеваем препятствия, побеждаем врагов, грустим и радуемся? Почему в других книгах нам иногда не одолеть даже первых страниц? Каким ключом «открывается» волшебный портал, уносящий нас в страну авторской фантазии? Что нужно, чтобы такое путешествие состоялось? Разгадать эти секреты предлагает выставка, посвященная книгам, которые в свое время надолго вырвали из реального мира наших родителей, бабушек и дедушек, а теперь ожидают наших детей. Ведущая – Ксения Меньшикова, музейный педагог.
2. Экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского». Мастер-класс «Ангело-почта» (параллельная программа фестиваля «Детские дни в Петербурге» 2014). Часто ли вы пишите настоящие письма в конвертах? Письмо в конверте – это возможность проявить внимание, нежность, любовь, выразить благодарность, они помогают смотреть на мир глазами другого человека. Участники мастерской знакомятся с историей многолетней переписки поэта Иосифа Бродского с девочкой Настей Томашевской, узнают, почему поэт называл эти письма «Ангело-почтой» и как в письмах Насте рассказы поэта о собственной жизни превращались в сказочные повествования про хана Юсуфа. Читая и рассматривая открытки Иосифа Бродского, написанные родителям, дети знакомятся с возможностями эпистолярного жанра, пытаются выстроить диалог с адресатом письма, превратить рассказ о достопримечательностях в неповторимый путевой очерк, окрашенный личными впечатлениями. Ведущая – Ирина Бородина, хранитель экспозиции «Американский кабинет Иосифа Бродского».
3. Мемориальная столовая. Мастер-класс «Сундук с Шереметевского чердака». Музейно-педагогическая мастерская построена на «игре» с музейными предметами. Это подсказано особенностью поэтики Анны Ахматовой, когда сквозь поэтические строки просвечивает живая предметная реальность. Вещи и документы, обнаруженные участниками занятия в старом сундуке, позволяют ощутить жизнь Петербурга XIX–XX веков, прикоснуться к истории Фонтанного Дома, судьбам его обитателей, событиям жизни Анны Ахматовой, ее поэтическому миру, соотнести обнаруженные реалии жизни с ахматовскими строками. Ведущая –Татьяна Позднякова, зав. научно-просветительским отделом.
Мемориальный музей «Разночинный Петербург»
Игровое занятие «Раскопай историю» на выставке «Занимательная археология» (выставка – часть программы Петербургской бьеннале музейного дизайна; игровые занятия включены в параллельную программу фестиваля «Детские дни в Петербурге» 2014).Вообще-то наш музей не археологический. Основная тема музея – история одного непарадного городского района. Но в 2013 году фонды музея пополнились археологической коллекцией, иллюстрирующей быт небогатых петербуржцев конца XVIII – начала ХХ века. Часть этой коллекции представлена на выставке «Занимательная археология», которая вошла в программу Петербургской бьеннале музейного дизайна. Цель выставки и занятий, которые на ней проводятся, – в занимательной форме показать юным горожанам, что археологи работают не только в Египте и Риме, познакомить с петербургскими археологическими находками. Игровые занятия «Раскопай историю» раскрывают посетителям процесс работы с археологическими находками – материальными источниками исторической информации. Что ученые могут узнать, исследуя их? Как сделать, чтобы находки «заговорили»? В каком виде информация путешествует от одного исследователя к другому, а затем попадает к нам? Занятие позволяет участникам попробовать себя в роли археологов, научиться «читать» раскоп, понимать разницу в возрасте предметов и исследовать культурные слои и находки. Этому способствует и атмосфера выставки, оформленной художником Никитой Сазоновым, где предметы располагаются в трехмерном объеме «раскопа» и свет зрительно вырывает из темноты артефакты, подобно тому, как археолог извлекает их из земли. Сотрудники музея расскажут и о других детских программах, существующих в музее.
Государственный музей политической истории России
Занятие «Человек имеет право, но, при этом, он обязан…» в рамках программы «Горожанин-гражданин» для школьников 9-11 классовПрограмма «Горожанин-гражданин» подготовлена в рамках государственной программы «Толерантность» и реализуется в Музее политической истории России с 15 сентября до конца текущего года. Понятие «толерантность» раскрывается через общие для всех идеи гуманизма, гражданственности и равноправия перед законом как основы для проживания разных людей в одной стране. Программа тесно увязана с ведущей темой музея и его миссией – воспитанием политической и правовой культуры россиян на пути к гражданскому обществу и правовому государству.
Программа для старшеклассников направлена на раскрытие смысловых аспектов, выраженных в преамбуле Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие…», – в трех занятиях:
1-е занятие «Откуда ты, где живешь?». Ответ на вопрос «Что мы знаем о своей стране?» через представление исторических событий, сформировавших судьбу России, является основой для проведения условного экзамена на гражданственность (викторина).
2-е занятие «Человек имеет право, но, при этом, он обязан…». Осознание единой законодательной основы как условия построения правового государства и гражданского общества (о правах и свободах граждан в историческом аспекте и основных статьях Конституции РФ). Занятие включает знакомство с историей конституционных исканий в России XIX–XX вв., обучающую викторину по основополагающим статьям Конституции РФ и творческое задание, позволяющее оценить роль муниципальных органов власти и городских СМИ в гражданском обществе и проявить себя в качестве активного горожанина-гражданина.
3-е занятие «Избирателем будет каждый». Заключительный практикум и тренинг гражданских навыков в деловой игре, моделирующий избирательную кампанию в законодательные органы власти с пониманием вопросов, близких юным гражданам и направленных на участие в жизни города и страны.
Занятия проходят в разных пространствах музея с опорой на музейные экспонаты и комплексы, поддержаны разработанной практической частью и дидактическим материалом. Основная форма коммуникации – диалог и комментарии.
20 ноября участников форума познакомят со вторым занятием программы, которое проходит на новой музейной экспозиции «Человек и власть в России в XIX–XXI столетиях». Презентацию проводит Елена Анатольевна Лысенко, заведующая экскурсионным отделом, кандидат исторических наук.
Детский музейный центр исторического воспитания
Детский музейный центр исторического воспитания на Болотной улице, 13, является филиалом Музея политической истории России и расположен в деревянном дачном здании начала ХХ века. Участникам форума будут представлены три музейно-педагогических пространства. В значительно обновленном в 2014 году многофункциональном пространстве «Россия в океане истории» речь пойдет об интерактивных детских и подростковых занятиях, ориентированных на формирование активной гражданской позиции и работающих с современной общественной проблематикой.
Поднявшись в башенку и на чердак, в «Страну Гайдарику», желающие станут участниками исторического квеста, посвященного детству 1930-х годов. Мы поговорим о совмещении «большой» и «малой» истории, о том, как создать условия для работы «думающего тела» ребенка.
Основной методической темой диалога участников на выставке «Дмитрий Лихачев. От гимназиста до академика» (параллельная программа фестиваля «Детские дни в Петербурге» 2014) станут методические принципы создания интерактивных исторических выставок. Три «нити прошлого» соединяют мемориальные предметы академика, представленные на выставке, с интерактивными зонами, предназначенными для самостоятельной деятельности детей. По одной из «нитей» можно дойти до «соловецкого лабиринта» и самостоятельно сложить его из камня, а также составить композиции миниатюр из древнерусской летописи. Вторая «нить» приведет к детским впечатлениям академика, связанным с родным городом. Третья — к историям из жизни дачных окрестностей Петербурга начала ХХ века, подробно описанным в воспоминаниях Лихачева.
Мемориальная мастерская скульптора М. Аникушина
Мастерская скульптора М. Аникушина – филиал Государственного музея городской скульптуры, музея, обеспечивающего учет и сохранность монументов, памятников и памятных досок Санкт-Петербурга, историко-художественных надгробий некрополей: Некрополя XVIII века, Некрополя Мастеров искусств, «Литераторских мостков».
Мастерская Аникушина – здание, вмещающее квартиру и мастерскую скульптора советской эпохи М. К. Аникушина, построенное по его собственному проекту. Постоянная мемориальная экспозиция рассказывает о творческом наследии мастера и технологическом процессе создания монументов.
В ходе методического показа «Из опыта работы с семейной аудиторией» участники форума познакомятся со следующими формами работы музейных педагогов:
1. Интерактивные выставки для детей и их родителей: общие методические подходы (на примере разных выставочных проектов музея)
2. «Родителям. По секрету от детей»: методические материалы для родителей к постоянной мемориальной экспозиции.
3. Листки активности к временным выставочным проектам музея.
4. Квесты (на примере квеста по Аптекарскому острову «Песок»).
5. Издания для семейного чтения (на примере детского историко-художественного издания «Экспонат зовут "Скульптура"»).
Государственный музей истории религии
Единственный в России и один из немногих в мире музеев, чья экспозиция посвящена истории религии. Фонды Музея насчитывают около 200 000 экспонатов, относящихся к различным религиозным традициям: архаике, иудаизму, буддизму, исламу, христианству различных конфессий.
Отдел постоянной экспозиции «Начало начал» (призер Всероссийского профессионального форума 2011), открывшийся в 2011 году, будет представлен как поливариантное пространство блиц-трансформации. Участники форума познакомятся с новой программой «Андрокл и лев», посвященной истории первых христиан. Программа позволяет проследить «ряд волшебных изменений» экспозиции, происходящих прямо во время музейно-педагогического занятия. Это становится возможным благодаря средствам мультимедиа, компьютерной графике, репликам музейных предметов и конструкциям для быстрого преобразования пространства.
Принципы универсального дизайна, заложенные при создании «Начала начал» автором художественной концепции пространства Александром Райхштейном, делают экспозицию доступной для музейных посетителей с особыми потребностями.
Участникам также будет представлена программа «Светлый мир», адресованная слабовидящим детям. Эта программа построена на использовании современного инклюзивного подхода, что позволяет проводить ее не только в специально организованном пространстве, но и на основной экспозиции музея. «Светлый мир» получил приз Международного фестиваля музеев «Интермузей–2013» в номинации «Музей для всех».
Музейный комплекс «Вселенная воды»
Музейный комплекс «Вселенная воды» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» представит участникам форума интерактивные залы Детского экологического центра (ДЭЦ) и одну из трех экспозиций музея.
1. Презентация Детского экологического центраУчастники узнают об истории Детского экологического центра, впервые в России созданного базе промышленного предприятия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», об этапах развития центра, выработанных принципах работы и методах активного обучения.
2. Знакомство с программами ДЭЦ, предназначенными для учащихся начальных классов Участники побывают на занятии в одном из залов ДЭЦ, познакомятся с элементами образовательной среды: мультимедийным, игровым и экспериментальным оснащением программы, понаблюдают и обсудят сочетание приемов и методов работы с группой.
3. Знакомство с программой ДЭЦ «Балтийская экспедиция» для школьников средних и старших классовУчастники познакомятся с элементами программы, выполняя задания и упражнения, и обсудят полученный опыт.
4. Посещение музейного комплекса «Вселенная воды» Участники узнают, как организуется образовательный маршрут для посетителей с учетом возможностей трех экспозиций музея и площадки Детского экологического центра, познакомятся с элементами мультимедийной экспозиции музея.
Факультативная программа 23 ноября 2014
Государственный музей-заповедник «Гатчина»
Программа включает презентацию эксклюзивных музейных программ «Ощущение дворца», «Музейные сундучки» и детских комнат музея.
«Ощущение дворца» – специализированная программа для слепых и слабовидящих детей старше 6 летПрограмма начинается в вестибюле и проходит в парадных залах XVIII века. Цель программы – показать дворец слепым детям, не выделяя отдельного пространства, как можно полнее познакомить незрячих детей с императорской резиденцией, помочь почувствовать ее масштабы, характер внутреннего убранства и архитектуры, дать ощущение дворца, т. е. по возможности приблизить восприятие дворца слепыми детьми к тому, как его воспринимают зрячие. Во время презентации мы покажем на конкретном материале, как поэтапно создавался и развивался наш проект, как разрабатывался маршрут, как решались задачи доступности тех или иных объектов, залов и экспонатов дворца, как готовился реквизит. Программа награждена премией «Музейный Олимп» 2014 в номинации «Музей и дети».
«Музейные сундучки»Эксклюзивная семейная программа, рассчитанная на самостоятельное, без экскурсовода, знакомство в игровой форме с дворцом. Участникам программы предлагаются сундучки с реквизитом, игровым сценарием путешествия по залам дворца (в виде красочного буклета) и материалами для творчества. Сам сундучок может служить в экспозиции переносным сидением или столиком для ребенка. Игра называется «Что за птица? Какого полета?». Войдя в роль «Важной птицы», ребенок выбирает по своему вкусу «место жительства» — дворец или замок, а затем, выполняя вместе с родителями игровые задания, убеждается, что оба эти архитектурно-бытовые измерения существуют в гатчинском дворце одновременно. Буклет-путеводитель содержит планы залов, задания и подсказки для ребенка, памятки и информационные справки для взрослых.
«Музейные сундучки» — это авторская интерпретация музейного «текста». Ее цель не передача ребенку исторических сведений, а развитие любознательности и обогащение коллекции образов, из которой ребенок черпает материал для фантазии, творчества и исторического познания. Автор идеи и текста: Дарья Агапова. Художник: Варвара Помидор. Изготовление: ООО «Максима».
Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Александровский дворецБлистательный образец архитектуры классицизма Александровский дворец более столетия был любимым домом нескольких поколений Романовых. Построенный архитектором Джакомо Кваренги по указу Екатерины II для ее старшего внука, будущего императора Александра I, дворец считается одним из лучших произведений зодчего. В историю Александровский дворец вошел как последний дом семьи императора Николая II, с 1905 года избравшего его местом постоянного жительства. В начале ХХ века Александровский дворец стал центром государственности России. Отсюда семья последнего русского императора отправилась в екатеринбургскую ссылку навстречу своей трагической гибели. Для посещения открыты залы Парадной анфилады с сохранившимся до нашего времени убранством конца XVIII–XIX веков. На постоянно действующей выставке «Воспоминания в Александровском дворце» можно увидеть сохранившиеся интерьеры последнего владельца дворца и личные вещи Николая II и членов его семьи.
Участники форума познакомятся с детским игровым маршрутом фестиваля «Детские дни в Петербурге» 2014 по залам дворца.
Государева Ратная палатаОткрытие музея «Россия в Великой войне» в августе 2014 года – одно из масштабных и знаковых событий, приуроченных к 100-летию начала Первой мировой войны. Первый в современной России музей, посвященный этому трагическому периоду истории, разместился в здании Государевой Ратной палаты, задуманной императором Николаем II как пантеон русской воинской славы. В соответствии с исторической традицией здесь размещена экспозиция, которая освещает наиболее яркие и значимые операции русской армии, героизм русских солдат и офицеров, появление новых театров военных действий (воздушного и подводного), новых родов войск (автомобильных) и другие ключевые моменты. За создание этого музея ГМЗ «Царское Село» получил главный приз конкурса «Музейный Олимп» 2014 в номинации «Экспозиция года».
Павильон «Белая башня»В стороне от главной оси пейзажной части Александровского парка расположен комплекс сооружений XIX века, навеянных образом средневекового рыцарского замка. В него входят Ворота-руина и Белая башня, с верхней площадки которой открывается прекрасный вид на Царское Село. Дети императора Николая I занимались здесь военными и гимнастическими упражнениями, рисованием и живописью. Сегодня в интерактивном центре «Белая башня» проводятся занятия для детей, рассказывающие о традициях рыцарства.
Программа Всероссийского профессионального форума в рамках X
Фестиваля «Детские дни в Петербурге»Анонсы событий форума и биографии экспертов. Мастер-классы
Анонсы событий форума: круглые столы и дискуссии